Медицинский представитель — специалист, осуществляющий продвижение фармацевтических и медицинских продуктов путём их презентации врачам, фармацевтам и другим лицам, способным потенциально увеличить прибыль компании-производителя продукта.
К объектам продвижения относятся:
-
- лекарственные препараты (рецептурные и безрецептурные)
- биологически активные добавки и другие вещества, не относящиеся к лекарственным средствам
- медицинская аппаратура и оборудование
- ортопедические изделия, средства ухода и реабилитации
- медицинские услуги (формат партнерства)
Работа медицинским представителем находится на стыке двух глобальных сфер — фармации/медицины и маркетинга. Учитывая такую специфику, путь в «медпреды» открыт преимущественно для людей с высшим медицинским, фармацевтическим или (реже) биологическим образованием. Наличие профильного образования позволяет беспрепятственно общаться «на одном языке» с врачами и фармацевтами и отвечать на возникающие вопросы по узкой тематике.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕДИЦИНСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ?
Индивидуальные визиты к клиентам
Посещение врачей, фармацевтов, медицинских руководителей и дистрибьютеров является неотъемлемой задачей любого медицинского представителя. Работа с целевой аудиторией включает в себя презентацию продукта с выдачей информационных материалов (буклеты, журналы, пробные образцы и др.) и обсуждение перспектив использования этого продукта клиентом. Простыми словами, медицинский представитель должен грамотно убедить врача или фармацевта в том, что новый препарат лучше по всем показателям ранее используемого препарата другого производителя. Такая задача порой требует больших усилий и применения эффективных коммуникативных навыков со стороны представителя. Компаниями обычно устанавливается норма визитов для исполнения, обычно в диапазоне 10-15 выездов в день.
Участие в конференциях
Конференции регионального, федерального или мирового масштаба всегда собирают в одном месте большое количество участников по какому-либо направлению, например по гинекологии, неврологии, онкологии. Это отличный шанс для медицинского представителя презентовать информацию в массовом порядке. Существует несколько вариантов «привлечения внимания»:
- стол компании с раздаточными материалами
- короткое упоминание о продукте компании лектором на основной программе конференции
- проведение сателлитного симпозиума, спонсируемого компанией, где рассматривается узкая проблема и способы её решения с помощью продукта
Работа с фармацевтами и провизорами
Включает в себя организацию «первых столов» — проведение кружков для работников аптек, участие в промоакциях и другую деятельность по презентации продукта в торговых залах. Как правило, такая активность подходит для продвижения безрецептурных препаратов, БАДов, ортопедических изделий, контактных линз, мелкой медицинской техники (тонометры, глюкометры и др.).
Отчетность, планирование и организация мероприятий
Вся проведенная работа должна быть задокументирована и внесена в CRM для дальнейшей обработки. Немаловажным этапом выступает планирование своей деятельности на разные временные промежутки, составление отчетности по выполнению плана и работа над ошибками.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ И ДОХОД
Устроившись на работу в организацию, сотрудник автоматически становится лицом компании с определенными обязанностями и преференциями. В подавляющем большинстве случаев практикуется официальное трудоустройство с предварительным осуждением заработной платы и бонусов. Медицинские представители оформляются согласно трудовому кодексу с четко установленным режимом рабочего дня (чаще всего пятидневка по 8 часов), оплачиваемым отпуском и больничными.
Заработная плата обычно формируется из фиксированного оклада и процента от продаж, а также премиальной части. Начинающий медицинский представитель может рассчитывать на заработную плату от 30000 руб./мес, доход территориальных медицинских представителей и менеджеров по работе с ключевыми клиентами в Москве может достигать нескольких сотен тысяч рублей.
Средняя заработная плата медицинских представителей (2020 год)
Помимо денежного вознаграждения работодатели зачастую обеспечивают своих сотрудников приятными бонусами, такими как:
-
- служебный автомобиль или компенсация затрат на бензин
- служебный ноутбук и телефон или компенсация расходов
- медицинская страховка и страхование жизни
- оплата питания
- скидки у партнеров (например, на посещение бассейна, фитнес-клуба)
- бесплатное обучение и др.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИИ
Как выглядит идеальный кандидат на должность медицинского представителя в глазах работодателя?
- Имеет высшее медицинское/фармацевтическое либо биолого-химическое образование
- Имеет опыт работы медицинским представителем или в сфере продаж
- Имеет водительские права категории В
- Обладает определенным набором личностных качеств (коммуникабельность, умение наладить контакт, стрессоустойчивость, организованность, целеустремленность, гибкость и т.д.)
- Имеет презентабельный внешний вид
- Знает иностранный язык
Стоит отметить, что в последнее время работодатели всё чаще обращают внимание на наличие ключевых навыков, тесно связанных с умением вести продажи. В то же время, наличие высшего медицинского/фармацевтического образования постепенно уходит на второй план. Прибавить вес к резюме могут наличие ученой степени, собственного автомобиля, опыт работы в медицине и рекомендации от других работников отрасли.

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
Работа медицинским представителем является ярчайшим примером деятельности с многоступенчатым продвижением по карьерной лестнице. Хорошие результаты продаж, целеустремленность и лидерские качества выступают основным драйвером роста на длинном и захватывающем жизненном пути. По данным статистики, преобладающая доля сотрудников, начиная работу в роли медицинского представителя, добивается повышения в первые 5 лет своей практики.
Основные направления развития:
- Продвижение в пределах одной компании
- вертикальный рост
- горизонтальный рост
- Переход в компанию с лучшими условиями
- Переход в смежную профессию